Психическое развитие
ребенка от 6 до 7 лет жизни отличается чрезвычайным разнообразием и
динамичностью. Большое внимание в программе уделяется развитию творческих
способностей малышей. Они проявляются в самостоятельном опробовании нового
материала, в совместном со взрослым и другими детьми процесса освоения новых
способов действия.
Возрастные особенности
детей 6 - 7 лет требуют использования игровой формы деятельности. Вот почему в
программе предложено большое количество игровых упражнений. Психологи, оценивая
роль дидактических игр, указывают на то, что они не только являются формой
усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных
интересов и коммуникативных способностей.
Предлагаемая программа поможет малышу в
занимательной игровой, интересной и увлекательной форме освоить простейшие
мнемотехнические приемы запоминания информации.
Новое знание не дается детям в готовом виде,
а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления
существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь ребёнка как
«открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. А педагог подводит
детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Одной из важных
составляющих успешного обучения является хорошо развитая мелкая моторика,
поэтому, занимаясь с детьми, широко используем упражнения, способствующие
развитию мелкой моторики.
Специальные
развивающие задачи по освоению различных средств предлагаются ребенку в контексте
специфических дошкольных видов деятельности: игровой, конструктивной,
художественной. В игровой форме происходит проживание ребенком определенных
ситуаций, соединение его эмоционального и познавательного опыта.
Программа
для детей подготовительной к школе группы предполагает продолжение
работы, начатой во 2 младшей, средней и старшей группах детского сада и базируется на
прошлой работе.
Цель: обеспечить
познавательное развитие личности ребенка средствами математики, с
использованием дидактических игр и приёмов мнемотехники.
Задачи:
1. Решение
простых (в одно действие) задач на сложение, вычитание с использованием
наглядного материала
2.
Развитие творческого воображения:
- перенос
свойств с одних предметов на другие;
- поиск
совпадающих свойств у разнородных предметов;
-
рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств
предметов.
3. Развитие
логики:
- умение определять истинные и ложные
высказывания;
- отрицания (слова и фразы «наоборот»).
4. Формирование
мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;
радость творчества.
Отличительные особенности дополнительной
образовательной программы
·
Программа основана на эмоционально-образном восприятии
математических понятий с применением методов
игротреннинга и приёмов мнемотехники.
·
Образовательная
деятельность – это объединённое единым сюжетом повествование-сказка.
·
Дети являются
активными участниками действия. Все задания, которые предлагаются детям, так
или иначе, связаны с сюжетом и предполагают эмоциональное вовлечение ребёнка в
действие.
·
Усвоению материала
способствует позитивный настрой детей и их растущая самооценка. Дети участвуют
в действии всегда в качестве положительных героев. Причём, если у конкретного
ребёнка что-то даже не получилось, то результат работы всей группы, всегда
положительный, по ходу сюжета – кого-то спасли, кому-то помогли и т.п.
·
Новый материал
отрабатывается через двигательную активность (мелкую моторику). Осуществляется
речевая проработка материала. Математические понятия воспринимаются ребёнком
через знакомые ему эмоции и чувства.
·
Задания очень
разнообразны и задействуют различные способности детей, поэтому всегда найдётся
что-то, в чём даже самый слабый ребёнок может себя успешно проявить.
·
Образовательная
деятельность включает в себя работу над несколькими разными темами. Переход от
одной темы к другой осуществляется с помощью физкультминуток, упражнений по
тренировке мелкой моторики рук, упражнений на внимание. Всё это вписано в
сюжетную линию.
·
В программе
предусмотрена не только работа в группе, но и выполнение индивидуальных заданий.
Программа
разработана для детей от 6 до 7 лет.
Образовательная
деятельность проводятся во второй половине дня. Программа включает в себя 32
занятия в год. Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю.
Длительность занятия 30 минут.
К концу года основным результатом должно стать продвижение
детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них
познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей
Ожидаемые результаты:
- Сформирована
познавательная мотивация, развит интерес к математике и процессу обучения в
целом.
- Сформировано умение
решать простые задачи на сложение и вычитание.
- Дети находят совпадающие свойства у разнородных
предметов, переносят свойства с одних предметов на другие.
- Находят истинные и ложные высказывания,
делают умозаключения, находят закономерности.
-
Умеют выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе
клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
- Умеют называть части суток,
последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
- Используют мнемотехнические приемы:
мнемодорожка, мнемотаблица и пиктограмма при заучивании стихотворений,
запоминании нового материала.
Способы проверки:
- диагностические
задания,
- задания в рабочих
тетрадях.